К разговору о писателях-авторах. Достаточно прочесть две страницы из романа Галины Врублевской, чтобы понять - Галина Врублевская - писатель.
Теперь собственно о романе "Половина любви".
Эта книга для меня лишнее подтверждение того, что все романы, написанные автором-женщиной, попадают автоматически в разряд любовных. Ничего не имею против любовных романов, если они написаны хорошо, другое дело, что мести все скопом в одну кучу, в том числе серьезную прозу, какой является роман Врублевской, неправильно.
Помимо того, что произведение требует вдумчивого неспешного чтения в силу психологических аспектов, затронутых в повествовании, его также без всякой натяжки можно отнести к социальным романам.
Конечно, любовная история присутствует, куда же без нее, но здесь она настолько тесно сплетается с приметами эпохи, что на любом другом фоне моментально поблекнет либо будет выглядеть неправдоподобной.
Тот, кто хорошо помнит годы перестройки, найдет в романе подтверждение своим переживаниям, вспомнит собственные трудности, живо ощутит атмосферу тех лет - шаткость, растерянность, неуверенность в завтрашнем дне, часто сопряженную с усилиями элементарно выжить.
Удивительно достоверно в этом смысле описано состояние главного героя Игоря, потерявшего в одночасье работу, с трудом раскрученную фирму, доходы, возможность достойно существовать и обеспечить близких людей. Таких примеров было множество - мужчины теряли жизненные ориентиры, проваливались в депрессию, нередко в пьянство, в то время как женщины брали на себя роль тягача и кормильца.
Я ожидала, что Елена отправится в челночные поездки для полноты картины того периода, но характер у нее не тот. В данном случае автор не могла погрешить против сформировавшегося образа. Елена пытается вытащить из беспросветной ямы себя и Игоря, но у нее на это не хватает ни сил, ни упорства.
У любого читателя есть свои предпочтения. Так и у меня не вызвала одобрения позиция главной героини - ее покорность обстоятельствам, смиренная сговорчивость там, где, по моим понятиям, надо бороться, проявить волю, приложить максимум усилий, а не плыть по течению.
Особенно в этом смысле показателен противоестественный любовный треугольник, в котором добровольно соглашается существовать Елена. Кто читал роман, поймет, о чем я. Пересказывать содержание не буду.
Что касается Игоря - что ж, он поступает, как многие мужчины, делает как раз то, за что женщины дают мужикам единогласную нелестную оценку. Однако автор любит своих героев и пытается Игоря облагородить. Тут я ощутила внутреннее сопротивление авторской негласной характеристике героя, но я отлично понимаю, что достоинства художественного произведения не определяются предпочтениями отдельно взятого читателя.
Хочется особо отметить любовь автора к родному городу, что позволяет ей с мастерством создать атмосферность, неуловимую ауру Северной столицы. Петербург присутствует на всех страницах романа. Город здесь, безусловно, еще одно главное действующее лицо. Образы Елены и Игоря неотъемлемы от Санкт-Петербурга, выписаны как часть целого - прекрасного, величественного и загадочного, окутанного тайнами, трагического и вечно юного города на Неве. Меня ничуть не утомляли подробные, сделанные дотошно и с любовью описания улиц, мостов, каналов - это необходимый антураж, придающий особенный колорит всей истории.
Еще одно очевидное достоинство- роман читается с неослабевающим интересом. Я поймала себя на том, что откладывая книгу, думала: как бы поскорее снова за нее взяться. В романе много действующих лиц, много неожиданных сюжетных поворотов и, как я понимаю, рассказ еще не окончен, у Елены появился шанс нагнать утраченное счастье. За продолжением отправляюсьна "Поцелуев мост", так называется следующий роман писательницы, составляющий дилогию с романом "Половина любви"